Сайт Детского Сада
АНГЕЛОЧКИ
Меню сайта

Важное

Форма входа

Категории раздела
Общие сведения [4]
Деятельность [10]
Наши дети [4]
Родителям [10]
Управление и финансы [4]

Мини-чат

Главная » 2013 » Июнь » 30 » Советы педагога-психолога
17:28
Советы педагога-психолога

Советы и рекомендации педагога-психолога

Уважаемые родители!

 Вы - первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа  -  дом окажет огромное влияние на формирование его системы ценностей.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Как  сохранить психическое здоровье ребёнка?

 Общаясь c ребёнком, мы постоянно, день за днём закладываем в него то или иное отношение к жизни. Выдающийся педагог Ш. Амонашвили писал:  
«Любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой,
честность воспитывается честностью, сострадание воспитывается состраданием,     взаимность воспитывается взаимностью, духовность воспитывается духовностью, дружба воспитывается дружбой,  преданность воспитывается преданностью, ердечность воспитывается сердечностью,к ультура воспитывается культурой,
жизнь воспитывается жизнью» 
Своим поведением, отношением к жизни, мы рассказываем ребёнку день за днём об окружающем мире, о людях, об их взаимоотношениях.

Всему своё время!

 Воспитание не должно нарушать законов возрастной психологии. В дошкольном возрасте ребёнок часто бывает не в состоянии воспринять логические объяснения взрослых. Он ещё не дорос до логической стадии психического развития. То, что он уже умеет говорить и даже о чём- то рассуждать, не значит, что ему всё можно втолковывать «как большому».

А что же тогда делать? Как же воспитывать?

Слагаемые успешного воспитания, 3 кита: похвала (поощрение), дисциплина, последствия.

Отказ от любого из этих составляющих приводит к неустойчивости конструкции.
И, как результат,  мы имеем своевольного, упрямого, неуверенного в себе, дерзкого, капризного ребёнка с искажёнными представлениями об окружающем его мире.

Похвала (поощрение)
В первую очередь необходимо помнить одно важное правило: 
если вы хотите, чтобы ребёнок Вас услышал, обязательно повернитесь к нему лицом. Ещё очень важно, чтобы его глаза  находились на одном уровне с вашими. Это важно знать!

Ребёнок, как зеркало, отражает то, что он  видит, слышит, ощущает. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Обусловленная любовь - это когда мы любим за что-то, например:  "Я тебя люблю, когда ты себя хорошо ведёшь”.  Ребёнок, став подростком,  начинает вести себя так, чтобы родители были им довольны, но только когда он что-либо хочет получить от них.

Какая похвала полезна для ребёнка?

Вместе с «общей» похвалой, обязательно должна звучать «конкретная» ( не только: "Ты -хорошая девочка», но:  «Ты очень аккуратно расставила игрушки»)
Хвалите усилия ребёнка: «Спасибо, тебе за помощь. Я видела как ты старался, чтобы получилось красиво!»
Хвалите словами, отражающими ваши ценности: «Я заметила твоё терпение и настойчивость, когда ты старался, чтобы замок получился именно таким, как ты хотел. Я тобой горжусь».
Старайтесь ограничить похвалу в превосходной степени.

Дисциплина

Правила и разумные ограничения  обязательно должны быть в жизни ребёнка, а вседозволенность может привести к психологической травме.  Дисциплина  - это неотъемлемая часть воспитания ребёнка, тогда жизнь для него становится более предсказуемой и понятной.

      Правила и запреты должны быть, но их не  должно быть слишком много, они должны соотноситься с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка.

      Ваши требования не должны вступать в противоречие с важными потребностями ребёнка, они не должны ограничивать  его в движении и общении  только потому, что это вас раздражает.  

    Запрещая ребёнку что-то делать, предложите ему альтернативу.

    Начинайте свои обращения словами: «Как только ты...» или «Когда ты...»
Со слова «если» обычно начинаются угрозы.

      Давайте ребёнку позитивные указания. Говорите, что ему  можно и нужно делать, а не что ему нельзя.

     Заранее продумывайте как добиться успеха, вместо того, чтобы потом переживать неудачу.

      Вместо «нет», говорите «да», не изменяя при этом принятых в семье правил. Например, вместо: «Нет,  я не дам тебе конфету», скажите: «Да, ты получишь свою конфету, но только после того, как съешь суп».

Последствия

      Грань между наказанием и последствиями тонкая. Наказание зависит от воли родителей. Последствия объективны, они зависят от самого поступка. Плохой поступок- плохие последствия, хороший- хорошие. Например: промочил ноги- раньше времени ушел с прогулки; затеял драку в песочнице - лишился возможности достроить замок; пролил компот из- за того, что баловался за столом-пусть вытирает лужу.

    У ребёнка должно возникнуть чувство сопричастности происходящему. Иначе, совершая неблаговидный поступок, он остаётся в стороне и не учится за них отвечать.

       Ответственность в ребёнке можно воспитать только тогда, когда у него появиться возможность исправить последствия своего проступка.

       Конечно, использование этого метода допустимо только в тех случаях, когда последствия безопасны для жизни и здоровья ребёнка и окружающих его людей.

Будьте объективны: если ребёнок совершил проступок по неосторожности, случайно, то наказывать  в этом случае некого и не за что. Лучше вместе устраните последствия.

Литература, которая была использована при написании рекомендаций:

  1. Маниченко М.В. «10 законов воспитания ребёнка», Челябинск, ООО «Умница», 2010.
  2. Шишова Т.В. «Ребёнок не слушается… Что делать?» Клин, «Христианская жизнь», 2008.

Составила Ермакова С.М. – педагог-психолог

Рекомендации педагога-психолога №2

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ. ОСТОРОЖНО!

Как быть, если ребенок делает "не то?". Вмешательство родителей и реакции детей. Проблема ошибок.

Правило 1. Домашние задания. Вопросы родителей.

Бывают  ситуации, в которых ваш ребенок чем-то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению, "не так"- плохо, с ошибками.

Представьте себе картину: малыш увлеченно во­зится с мозаикой. Получается у него не всё: частички рассыпаются, перемешиваются, не сразу влезают на место, да и цветочек выходит "не такой". Вам хо­чется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: "Подожди, - говорите вы, - надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвеча­ет: "Не надо, я сам".

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские "не так". Одни грустнеют и теряют­ся, другие обижаются, третьи бунтуют: "Раз пло­хо, не буду вообще!". Как -будто бы реакции раз­ные, но все они показывают, что детям не по нра­ву такое обращение. Почему? Чтобы лучше это по­нять, давайте вспомним себя детьми. Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто под­мести пол или ловко забить гвоздь?  Теперь эти де­ла нам кажутся простыми. Так вот:  когда мы показываем и навязываем эту "простоту" ребенку, ко­торому на самом деле трудно, то поступаем не­справедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!
Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачива­ется, напряженно двигает ручонками. Но он дово­лен и горд! Мало кому из родите­лей придет в голову поучать: "Раз­ве так ходят? Смотри, как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно!" Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические заме­чания, обращенные к человеку (ре­бенку ли, взрослому ли), который учится что-нибудь делать сам!
Возникает вопрос: как же научить, если не указывать на ошибки? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью.
Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку.
Во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокой­ной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом.
В - третьих, замечания всегда надо де­лать на фоне общего одобрения.

Дорогие родители, замечаниями  Вы хотите скорее добиться лучших результатов?  А получается часто совсем наоборот. Как-то отец одного девятилетнего мальчика при­знался: "Я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что отбил у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Когда-то мы с ним увлекались сбор­кой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно.
Однако застрял на них: все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать, и чувствую, это оттого, что я его совсем закритиковал".

 

ЧЕТЫРЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ:

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

Первый, самый очевидный: это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат: след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным  - вы остались довольны друг другом, либо отрицательным-  пополнилась копилка взаимных недовольств.
Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!
Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный "дворец",  лепит собачку, похожую на ящерицу,  пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу,  то почувствуете,  как усилится взаимное уважение и принятие друг друга,  так необходимые и взрослым,  и детям.

                                           
ПРАВИЛО!

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно,  справишься"

Отрывок из книги Гиппенрейтер Ю.Б.
«Общаться с ребёнком. Как?»  2 – е изд., испр. и доп. – М., 2004.
 

 

Рекомендации педагога-психолога №3

Как отвечать на вопросы детей.

О маленьких почемучках.

В своё время А.М. Горький отмечал, что умение толково ответить на вопросы ребёнка – большое искусство. Прежде всего, необходимо помнить, что ребёнок задаёт вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Поэтому, важнейшее требованиее к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним.

 Вникните в мотив вопроса. Часто бывает, что вопрос по форме познавательный, но он служит для ребёнка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности. Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений, гасят её. Ваш ответ должен быть кратким и определённым. Следует учитывать уровень умственного развития ребёнка для  обращения  к его жизненному опыту.

Не бойтесь, если после Вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Ведь именно не совсем отчётливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребёнка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.
Старайтесь  задавать ребёнку встречные вопросы,  типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекая его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.

Необходимо помнить о том, что Ваша задача дать ребёнку представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для ответа справочником, научно - популярной литературой. Источником информации может оказаться и другой взрослый, который может быть компетентен в данном вопросе.

Если вопрос ребёнка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребёнку подходящую книгу.

Особенностью дошкольного возраста является неспособность  понять временную протяжённость многих событий (исторических, бытовых и пр.). Учитывая это, достаточно ограничиться в ответе сообщением отдельных фактов об этом событии, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

О детской любознательности прекрасно написал английский поэт Редьярд Киплинг. (перевод С.Я. Маршака):

Есть у меня шестёрка слуг,              Даю им отдых от забот, -
Проворных, удалых.                          Пускай не устают.
И всё, что вижу я вокруг, -               Они прожорливый народ, -
Всё знаю я от них.                             Пускай едят и пьют.

Они по знаку моему                      Но у меня есть юный друг,     
Являются в нужде.                         Особа юных лет.
Зовут их: Как и Почему,                Ей служат сотни тысяч слуг,
Кто, Что, Когда и Где.                   И всем покоя нет!

Я по морям и по лесам                        Она гоняет, как собак,
Гоняю верных слуг.                             В ненастье, дождь и тьму
Потом работаю я сам,                          Пять тысяч Где,
И им даю досуг.                                    Cемь тысяч Как,
Сто тысяч Почему.

Из книги  Козловой С.А., Куликовой Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений».   4 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Категория: Родителям | Просмотров: 503 | Добавил: Dimitra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz