Сотрудничество с компанией ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
направлено на решение наиболее актуальных проблем дошкольного
образования – на социально-личностное развитие детей, определенное в
Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования как одно из
ведущих направлений. Воспитание в детях патриотических чувств,
формирование семейной, гражданской принадлежности, первичных ценностных
представлений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми – эти задачи лежат
в основе нравственно-патриотического воспитания, формирования культуры
личности ребенка – маленького гражданина нашей большой страны. Посетить сайт компании Для
решения поставленных задач Правительством города Москвы в рамках
принятой Государственной программы «Столичное образование» на 2012—2016
гг. был определен стандарт качества дошкольного образования. Одним из
составных частей стандарта является формирование в детских садах
образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и
самостоятельность, творчество, свободу выбора; широкое использование
информационно-коммуникационных технологий для творческого и
интеллектуального развития детей. В
целях практической реализации научных результатов экспериментальной
деятельности на базе детского сада, в рамках частно-государственного
партнерства с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», при сотрудничестве с компанией «Новый
диск» разрабатывается серия информационно-дидактических игровых
комплексов нравственно-патриотической направленности «Детям о Родине»,
направленных на социально-личностное воспитание детей с использованием
современных ИКТ в соединении с классической игровой и развивающей
средой. Целью серии является «Социально-личностное,
культурно-историческое, нравственно-патриотическое воспитание детей
посредством комплексной информационно-дидактической игровой,
развивающей среды». Серия позволяет проводить работу с детьми по разным
направлениям социально-личностного развития в соответствии с
программно-методическими задачами образовательной программы в рамках
реализации действующих ФГТ. Первый комплекс «Детям о Победе» был
выпущен к юбилею Великой Победы. Это рассказ о Великой Победе, о
достижениях нашей страны в области космических открытий, это и широкая
панорама-сказание о Земле Российской, знакомство детей с богатством
культурного наследия России, воспевание подвигов защитников родного
Отечества и многое другое, что так важно для развития основ личности
ребенка, становления его будущей мировоззренческой позиции. Комплекс «Детям о Победе»,
направленный на формирование у детей нравственных основ личности и
патриотизма на примере подвига поколения, пережившего Великую
Отечественную войну, помог сплотить в процессе подготовки к
празднованию юбилея Победы в Великой Отечественной войне коллектив
педагогов, детей и родителей. Результаты его использования были
настолько продуктивны, что послужили основой для создания педагогами
учреждения целого ряда творческих разработок: сценариев праздников и
досугов, примеров образовательной деятельности с интеграцией
образовательных областей «Социализация», «Познание», «Чтение
художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Соединение наглядного демонстрационного материала в виде больших
военных фотографий и репродукций картин с электронным показом,
возможность детей приобщиться к игровому комплекту «Солдаты войны»,
музыка военных лет – создали атмосферу, насыщенную искренними чувствами
и переживаниями. А военные песни, стихи и марши ребят, одетых в
военную форму по родам войск сделали эти праздничные дни незабываемыми.
Впечатления, пережитые детьми на мероприятиях, проводимых в детском
саду во время майских праздников с использованием материалов комплекса
«Детям о Победе», надолго останутся в памяти детей. Наверное, поэтому
комплекс «Детям о Победе» на Российском образовательном форуме в 2010
г. получил Диплом победителя конкурса в номинации «Наследники великой
победы». Члены Совета Федерации, которые в прошлом году присутствовали в
детском саду на досуге, посвященном началу Великой Отечественной войны,
дали высокую оценку практической значимости использования
информационно-дидактического игрового комплекса «Детям о Победе» в
патриотическом воспитании детей. Сегодня
все чаще и чаще приходится сталкиваться с фактами фальсификации
исторических событий. Неокрепшее детское сознание воспринимает все с
присущей ему открытостью. Отсюда возрастает значимость формирования у
детей младшего возраста верного восприятия окружающего мира и истории
своей страны. Детям не свойственно запоминать исторические факты и
даты, но чувственно-эмоциональный фон рассказа, яркие интересные образы
в соединении с собственной игровой деятельностью могут стать прочной
основой для восприятия и запоминания важных событий. Комплекс «Детям о Космосе»
рассказывает ребятам о том, что первым космонавтом, полетевшим в
космос, был наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин; что задумал и
разработал ракеты для его полетов тоже наш соотечественник ученый
Константин Эдуардович Циолковский. Гордость за страну, за ее достижения
лягут в основу будущего патриотизма взрослого гражданина. В качестве
игры в комплексе используется мультимедиа программа «Фантазеры.
Путешествие в космос», в которой дети на компьютере сами составляют
космический пейзаж, «готовят» космонавтов и ракеты, а затем
распечатывают, вырезают фигуры в виде настольного театра и играют в
сюжетно-ролевую игру «Космос». Так результатом полученных знаний о
космосе стала собственная, самодеятельная детская игра, но с
использованием информационных компьютерных технологий. Досуг,
проведенный с этим комплексом, показал высокую заинтересованность
ребят. А открытое занятие для слушателей Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(АПКиППРО) показало высокую заинтересованность в такой работе педагогов
дошкольников из разных регионов страны. Готовится к изданию комплекс «Детям о Земле Российской»,
направленый на решение целого ряда социально-личностных,
познавательных и, как результат, нравственно-патриотических целей. При
слове «Родина» обычно мы вспоминаем дом, в котором родились, маму,
папу, родных. Слово «Родина» вызывает у каждого из нас свои чувства,
свои ассоциации: у кого-то это дом в Москве или в другом большом
городе; а кому-то вспоминается маленький домик в деревне; для кого-то
это цветущие сады; а кому-то видятся бескрайние белые снега. И все это
Родина, родная Земля Российская. Это реки, моря, горы. Это люди – родные
и близкие, те, с кем мы выросли и дружили. Сегодня, в эпоху быстрых
перемен, информационных сетей и потоков, частых переездов и смены места
жительства, у современных детей слово «Родина» становится все более
размытым, не сопряженным с четкими и яркими ассоциациями. Особенно
остро эта проблема стоит в больших городах. В среде подростков быть
патриотом порой не модно. Но ведь большие дети были когда-то
маленькими. Может быть, в дошкольном детстве не было ярких переживаний,
связанных с понятием «Родина», не было осмысления самой главной для
каждого человека цепочки слов «родной», «род» «родители» «Родина».
Сегодня воспитание маленьких детей в этом направлении требует особой
акцентуации. И современные информационные технологии в соединении с
безграничными возможностями фото и видео материалов, в сопровождении
песен и стихов о Родине, в процессе беседы с мудрым и добрым педагогом
помогают раскрывать для детей огромный и прекрасный мир родной земли,
где они родились и живут. Специальная мультимедиа программа позволяет
ребятам создавать на компьютере удивительные рисунки природы родного
края, составлять свою раскраску, «строить» храм или мост через реку,
создавать куклу в любом национальном костюме. Но, самое главное, дети
могут все, что придумали и сделали в цифровом электронном мире,
перенести в реальный мир детской игры; создать свою настольную
сюжетно-ролевую или театрализованную игру, продолжить играть в нее со
сверстниками или родными. В процессе совместной образовательной
деятельности взрослых и детей с использованием ИКТ, в процессе
собственной игровой детской деятельности происходит познание и
осмысление основных нравственно-патриотических категорий, раскрывается
естественный смысл любви к Родине, друзьям, воспитывается толерантность. В плае разработок информационно-дидактические игровые комплексы «Детям о Культуре Российской» и «Детям о Защитнике Отечества»,
направленные на решение задач социально-личностного,
нравственно-патриотического воспитания через приобщение детей к родной
культуре, через подвиги Защитников родного Отечества. Комплексное
использование традиционных и современных информационных технологий в
сочетании с традиционными средствами воспитания и развития, с детской
игровой деятельностью, представляет собой научно-экспериментальный,
педагогический, творческий опыт учреждения в направлении
социально-личностного развития детей младшего возраста на современном
этапе. Представленный опыт прошел экспертизу и получил высокую оценку
ведущего международный эксперта в области использования информационных
технологий в работе с детьми господина Ивана Калаша. Был включен
Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в
международный обзор «Информационные и коммуникационные технологии в
дошкольном образовании: лучший опыт и рекомендации» и представлен в
качестве практики на Всемирной конференции ЮНЕСКО по дошкольному
образованию в городе Москве в 2010г. Сегодня, благодаря
государственным программам, целенаправленной деятельности Министерства
Образования и Науки РФ, Департамента образования города Москвы
нравственный аспект воспитания детей становится одним из приоритетных
направлений развития дошкольного образования. Надеемся, что наш опыт
работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для
социально-личностного развития детей младшего возраста будет
способствовать воспитанию нравственности и патриотизма в детях –
маленьких граждан нашей большой страны. Туйчиева И.Л. – заведующий ГБОУ ЦРР – детский сад №2558 |