Сайт Детского Сада
АНГЕЛОЧКИ
Меню сайта

Важное

Форма входа

Категории раздела
Общие сведения [4]
Деятельность [10]
Наши дети [4]
Родителям [10]
Управление и финансы [4]

Мини-чат

Главная » 2013 » Июнь » 30 » Научно-экспериментальная деятельность
17:16
Научно-экспериментальная деятельность

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Центр развития ребенка – детский сад №2558 на протяжении многих лет занимается проблемами внедрения информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс  дошкольного образовательного учреждения. В учреждении накоплен большой практический опыт работы в направлении использования ИКТ в системе воспитательно-образовательной работы.  На базе учреждения  ведется  научно-практическая экспериментальная работа под научным руководством кандидата педагогических наук, профессора кафедры МИОО  Белой К.Ю. по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста. Разработка  программно-методического обеспечения для организации педагогического процесса с использованием ИКТ».  Учреждение является участником  совместного проекта  Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они неутомимо долго могут играть в «многоуровневые» компьютерные игры с неведомыми существами, обитающими в иных мирах, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Что это? Изменение потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А, может быть, это новое поколение детей технократического общества? И что делать нам, педагогам-дошкольникам? Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информаций и технологий. Поэтому, перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

В рамках принятой Государственной программы «Столичное образование» на 2012—2016 гг. Правительством города Москвы был определен стандарт качества дошкольного образования. Одними из составных частей стандарта являются: формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора; разработка, апробация и внедрение информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.

Многолетний опыт работы с детьми в дошкольном учреждении, где использование ИКТ является частью общего образовательного процесса, показывает: педагогически грамотное использование современных технологий помогает детям не только развивать индивидуальные способности, но и формирует у них правильное отношение к современным технологиям, как к средству практической реализации своих идей. Одной из задач внедрения ИКТ в  воспитательно - образовательный процесс дошкольников является создание базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирование готовности к осуществлению общественной и учебной деятельности с использованием компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач. Введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, стать фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Эти выводы подтверждают в своих исследованиях многие специалисты, среди них С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Л.Д. Чайнова и др.

Анализ научно – экспериментальной и практической деятельности  коллектива позволяет сделать вывод о том, что внедрение ИКТ в педагогический процесс стимулирует социально-личностное, художественно-эстетическое развитие ребенка, активизирует познавательно-речевую деятельность, способствует развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста. По мнению С.Л. Новоселовой, использование ребенком компьютера в своей деятельности может оказать существенное влияние на различные стороны его психического развития в связи с тем, что возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.), в них могут проявиться во всей полноте такие познавательные процессы, как мышление, представление, память, внимание, восприятие.

Многолетний опыт работы коллектива в данном  направлении получил широкое научное и  практическое продолжение в реализации конкурсного проекта «Детский сад будущего», организованного Департаментом образования Москвы, в котором ГОУ заняло первое место в модуле «Современные информационные технологии в ДОУ».

В рамках экспериментальной работы, в процессе реализации конкурсного проекта педагогическим коллективом учреждения разработана и внедрена система использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ для решения основных программно-методических задач дошкольного образования, сформулирована методика развития ведущих сфер личности ребенка с помощью ИКТ.   Предлагаемая методика использования ИКТ в педагогическом процессе ДОУ раскрывает возможности организации педагогического процесса на современном уровне, формирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает  к реальному созиданию, сохраняет детей от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

Основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.

В целях практической реализации научных результатов экспериментальной деятельности на базе детского сада, в рамках частно-государственного партнерства учреждение активно сотрудничает с двумя крупными компаниями, ведущими производителями в детской индустрии: «ЭЛТИ-КУДИЦ» и «Новый Диск». Результатом такого сотрудничества является разработка, апробация и внедрение ряда программно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов, практическое использование которых открывает широкие возможности развития детей посредством создания и использования современной, вариативной образовательной среды в дошкольном учреждении.

Так например, серия программно-методических мультимедийных комплексов «Фантазеры» («Фантазеры. Волшебный конструктор», «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество», «Фантазеры. Путешествие в космос», «Фантазеры. Познаем землю Российскую», «Фантазеры. Познаем культуру России» и др.), разработанные авторским коллективом педагогов Центра развития ребенка, издательство «Новый Диск», представляют собой дидактическое пособие в виде электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для проведения различных видов детской дошкольной деятельности с использованием ИКТ в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

При совместном частно - государственном сотрудничестве с компанией «ЭЛТИ-КУДИЦ» разрабатывается серия информационно-дидактических игровых комплексов нравственно-патриотической направленности «Детям о Родине», направленных на социально-личностное воспитание детей с использованием современных ИКТ в соединении с классической игровой и развивающей средой.

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей

Игра является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций  ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для детей, в том числе компьютерных. В представленной методике предлагается  использовать компьютерные  игры в детском саду в минимальном количестве. В свою очередь, игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого  желательно выбирать такие игры, которые согласуются с  обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др.

Особое место в предложенном проекте занимает творческая компьютерно - игровая  деятельность детей по созданию своего театра кукол. Так, например, в  программно методическом компьютерном комплексе  «Фантазеры. Волшебный конструктор»,  дети могут придумывать, создавать на компьютере  героев сказок или своих выдуманных историй. Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол и игра готова!

Интересной представляется работа в направления  использования ИКТ в психологической работе с детьми в разных направлениях:  развитие психических процессов, формирование эмоционально-экспрессивной сферы, коммуникативных навыков. Разработана методика использования ИКТ в психолого-педагогической работе

Особое значение имеет использование данной методики для детей с проблемами в развитии, особенно с ограниченными двигательными возможностями. Так, например, ребенок, который в   игровой деятельности  не может сам  сделать постройку из кубиков так, как это делают его друзья, в творческой компьютерной специальной среде успешно   раскрывает  все свои способности без ограничений.  

Следующее направление – использование ИКТ  в целях  социально – личностного, патриотического    воспитания детей. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить детей быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого – научить детей любить и уважать своих родителей, Родину. Информационные технологии должны помочь нам, педагогам в решении этих задач. Дети делают на компьютере  работы социально-нравственной направленности. Это и московский дворик, и портрет родных, и  Кремль. Эти рисунки ребята продолжат рисовать или строить с воспитателем в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным  темам.  Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии  не будут у детей ассоциироваться с агрессивными играми.

В рамках реализации проекта «Детям о Родине» был разработан информационно-дидактический  игровой комплекс «Детям о Победе». Он рассказывает ребятам о Великой Отечественной Войне  с помощью фотографий, картин и электронной презентации. Основная цель комплекса – нравственно патриотическое воспитание детей на примере опыта поколений, переживших войну.

В целях патриотического воспитания детей авторским коллективом был разработан программно-методический компьютерный комплекс «Фантазеры в космосе» включенный в информационно-дидактический  игровой комплекса «Детям о Космосе».

Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей детей. Специальные программы, разработанные на базе учреждения, позволяют создавать удивительные творческие  рисунки, проекты, сюжеты. Но, самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, дети продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. На экране можно видеть целый ряд детских работ, связанных общей задачей, но реализованных различными средствами. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и практическом, продуктивном  творчестве. Особое место в данном направлении играет возможность раскрытия ребенком  всей неповторимой палитры образов и красок  народно-декоративных промыслов, созданных в творческой мультимедийной среде.

Использование  ИКТ в познавательно-речевой деятельности с детьми  дают высокие результаты в развитии учебно - познавательной  деятельности. Эвристическая поисковая направленность занятий на компьютере, на интерактивной доске помогает детям  решать сложные  логические задачи, готовит их к обучению в школе.

Большой опыт накоплен в учреждении  в использовании компьютерных технологий в логокоррекционной работе. С помощью специальных мультимедийных программ  дети на занятиях с учителем - логопедом  исправляют нарушения в речевом развитии. Специалистами ДОУ разработана методика и система занятий использования ИКТ в логопедической работе с детьми.

Одними из  основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы ДОУ. В рамках этого направления авторским коллективом разработаны  тематические рекомендации для родителей, проводятся консультации, мастер-классы,  активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания по проблемам «Ребенок в мире информационных технологий». Ведется  работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия  с семьями воспитанников  в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе.

В целях обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста с использованием ИКТ в рамках  экспериментальной работы планируется завершение работы над апробацией  парциальной программы, как результата  экспериментальной деятельности на базе учреждения  под научным руководством к.п.н., профессора Белой К.Ю.

Представляемая методика была представлена на безе авторского мультимедийного комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор» совместно с компанией «Новый диск» на международной выставке «BEТT SHOW» в Лондоне, и на международном конгрессе «Global Education» -  « Образование без границ», заслужила  высокую оценку и заинтересованность педагогов и психологов Англии, Франции, Польши и США,  получила Диплом лауреата.  рограмма "Фантазеры. МУЛЬТИтворчество" активно используется и демонстрируется в School Technology Innovation Center в Брусселе, где с ее помощью обучают и повышают квалификацию специалистов, педагогов из разных стран.

Опыт работы по внедрению данной методики  получил высокую оценку ведущего международного эксперта  г-на  Ивана Каласа, был включен Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в международный обзор «Информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании» и был представлен в качестве практики на Всемирной конференции ЮНЕСКО по дошкольному образованию в  городе Москве в 2010г.

28 октября 2011 г. на  пленарных слушаниях первой ежегодной Международной научно-практической Конференции  «Воспитание и обучение детей младшего возраста»  руководителем учреждения Туйчиевой И.Л. был представлен опыт работы по социально-нравственному воспитанию детей с использованием ИКТ. 

В октябре 2011 г. Центр развития ребенка – детский сад №2558 стал победителем Всероссийского конкурса "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду" в номинации «ИКТ в работе с детьми».

Ознакомиться с материалами можно на сайте Электронной библиотеки Департамента образования города Москвы - http://dou.edu.ru/detskijsadbuduwego/103-sovremennie-informacionnie-texnologii.

Категория: Деятельность | Просмотров: 1275 | Добавил: Dimitra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz