Вся педагогическая деятельность коллектива строится в соответствии с
основной общеобразовательной программой, в качестве которой на
протяжении многих лет успешно используется программа «ИСТОКИ»,
разработанная НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца. В
2011 году Программа «Истоки» была переработана и дополнена в
соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
выпущена в виде: Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л А. Парамоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320 с. ISBN 978-5-9949-0411-4 В аннотации программы сказано: «Программа,
основанная на многолетних психологических и педагогических
исследованиях авторского коллектива, учитывает достижения в области
отечественной и мировой педагогики и психологии. Программа задает
содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и
целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных
качеств ребенка. Она определяет единую содержательную основу для
разработки вариативных образовательных программ, открывая возможности и
для широкого творчества педагогов. В ней представлены основные
принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольном
учреждении, планирования воспитательного процесса, создания
развивающей предметной среды, сотрудничества с семьей и работы
психолога. Приводится система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в том числе в виде электронной версии,
представленной на диске. Приложение содержит разделы: «Обучение
неродному языку», «Компьютер в детском саду», «Живой мир природы в
городе и ребенок». Программа обеспечена учебно-методическим
комплектом. Издание адресовано педагогам и психологам ДОУ,
студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов, а
также разработчикам инновационных программ и технологии». Пояснительная записка Предлагаемое
издание программы «Истоки» (далее Программа) приведено в соответствие
с Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены
Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009). В Программе
отражено базисное содержание образования детей раннего и дошкольного
возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное,
разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным
возможностям и требованиям современного общества. Программа
предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его
сторон. Реализация основной общеобразовательной программы
обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное
и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989 г.),
равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к
обучению в начальной школе. Программа задает основополагающие
принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста,
создавая простор для творческого использования различных
педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно
организовывать образовательный процесс. Программа строится на
достижениях отечественной психологической и педагогической науки,
вобравшей в себя критически переосмысленный мировой опыт и создавшей
собственные фундаментальные теории. В ее основе — дея- тельностный
подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса
(П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн и др.), фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей
роли обучения в развитии, теория А.В. Запорожца об амплификации
(обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов
деятельности», возрастная периодизация Д.Б. Эльконина и др. Разрабатывая
Программу, авторы опирались также на результаты работ М.И. Лисиной
(проблемы общения), Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова (развитие детей
раннего возраста), использовали данные своих многолетних исследований
(С.Л. Новосёлова, Т.Н. Осокина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, К В.
Тарасова и др.). Коллектив авторов развивает идеи научной школы
Института дошкольного воспитания, своих учителей — ученых, создавших
фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания:
Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, В.Г.
Нечаевой, Е.И. Ради- ной, Н.П. Сакулиной, Ф.А. Сохина, А.П. Усовой, A.M.
Фонарёва и др. В основу Программы положена концепция
психологического возраста как этапа, стадии детского развития,
характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый
психологический возраст включает в себя: - качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);
- определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
- основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.
Психологический
возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст
по своей продолжительности не равен другому. С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина* в Программе выделены следующие психологические возрасты: - эпоха
раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от
рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
- период
дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольного
(от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. При
этом задачи психолого-педагогической работы представлены в новом
издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы
раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание — по
четырем психологическим возрастам, что позволяет педагогам гибко
выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития
детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения
планируемых результатов у большинства детей к концу каждого
психологического возраста. У каждого психологического возраста
есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития, которая
появляется в результате противоречий, возникающих в системе отношений
«ребенок—взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного
психического развития ребенка и успешного перехода на следующий
возрастной этап. Генетическая задача предопределяет тип ведущей дея-
тельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой
формируются и перестраиваются психические процессы, развивается
личность, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый
психологический возраст содержит характеристику ведущей деятельности и
возрастных возможностей детей. В основе Программы лежит
деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к
возрасту, меняются ее содержание и форма. В Программе даны задачи
психолого-педагогической работы, обеспечивающие развитие ребенка в
деятельности по четырем основным направлениям: физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому, художествен-
но-эстетическому. Игровая деятельность пронизывает все разделы
Программы, что соответствует задачам развития и способствует
сохранению специфики дошкольного детства. Подлинная самодеятельная игра
представлена как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и как
важнейшее средство социализации ребенка (в задачах и содержании
образовательной области «Социализация»). В содержании направления
«Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение
ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и
семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе
своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в
широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения
ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных
традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и
Родине, как основа формирования его самосознания. В этом разделе
представлены образовательные области «Социализация» и «Труд». В
содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными
задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в
окружающем мире, формирование способов и средств познавательной
деятельности, по В содержании направления «Познавательно-речевое
развитие» главными задачами являются расширение и обогащение
ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и
средств познавательной деятельности, по- в детском возра- знавательных
интересов, способность видеть общее в единичном явлении и находить
самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной
области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у
детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального),
элементарных математических представлений, расширению кругозора,
развитию познавательно- исследовательской деятельности,
конструирования. Особое внимание на протяжении всего дошкольного
возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением
двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета,
величины) и овладения способами обследования предметов в
содержательной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в
процессе предметной деятельности, вторая — в дошкольном возрасте, в
продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании и др.). Речевое
воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация»,
поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития
имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря,
грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и
монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения
детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть
показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного
осознания языковой действительности, которые важны для освоения как
устной, гак и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы
обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические,
игры-драматизации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и
др. Направление «Художественно-эстетическое развитие»
рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и
художественного развития ребенка средствами искусства. В основе —
развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной
деятельности, детское творчество, интеграция различных видов
художественной деятельности. Это направление составляют образовательные
области «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка». В образовательную область «Художественное
творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства»,
что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных
произведений и развитию художественного восприятия. Раздел
«Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятель- ность и
базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает
результатам детского художественного труда яркость и особый колорит. В
содержание направления «Физическоеразвитие» входят образовательные
области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых
заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в
двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей
способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды;
представления о собственном теле, позволяющие более сознательно
относиться к своему здоровью, избегать опасности. Базисные
характеристики личности ребенка, к которым относятся компетентность (в
плане социального, интеллектуального и физического развития),
эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность,
самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения,
представлены по психологическим возрастам. Эти характеристики
складываются в дошкольном детстве неодновременно и на каждом
возрастном этапе имеют свое содержание. Также в Программе в каждом
психологическом возрасте представлены интегративные показатели развития
детей, которые служат основанием для выстраивания систем комплексной
оценки промежуточных и итоговых результатов освоения Программы. Программа
содержит систему мониторинга достижений детьми планируемых
результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе
мониторинга выявляются физические, интеллектуальные и личностные
качества ребенка по выделенным в Программе интегральным показателям.
Используются наблюдения, беседы, экспертные оценки, педагогические
ситуации, беседы с родителями, т.е. низкоформализованные методы,
доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми.
Высокоформализованные методы оценки используются специалистами:
педагогами-психологами, дефектологами и др. Разработанный мониторинг
позволит педагогам оценить как успехи каждого ребенка, так и
групповые, и по видам деятельности, что собственно и даст целостную
картину достижений детей, благодаря усвоению Программы. Мониторинг
проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным
периодам. В самой Программе содержатся листы для оценки промежуточных
результатов ее освоения на границах психологических возрастов, на
отдельном диске с программным продуктом «Истоки. Система мониторинга» —
листы для оценки достижений детей каждой возрастной группы. Оценка
итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения
Карты развития ребенка 6—7 лет. В ней заданы показатели,
характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с
точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. В
Программе также есть раздел «Общие условия реализации программы
(организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)». В
нем раскрываются: - рекомендации по организации жизни детей в
детском саду (место самодеятельной игры и самостоятельных видов
детской деятельности, специфика дошкольного обучения и др.);
- принципы создания развивающей предметной среды;
- содержание
и формы сотрудничества педагога с семьей; работа психолога в
дошкольном учреждении. Особое внимание уделяется комплексно-
тематическому планированию, основанному на интеграции содержания разных
видов детской деятельности и различных форм его освоения и задающему
общий смысловой контекст образовательного процесса.
В
Приложении даны факультативы. «Обучение неродному языку», «Компьютер в
детском саду», «Живой мир природы в городе и ребенок»,
предназначенные для учреждений, работающих в этих направлениях. Название
программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства
как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего
развития человека. Изображенный символ — «источник»: ребенок и
взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры,
развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно
ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка. Лейтмотив
Программы — уход от монологической педагогики к педагогике диалога:
ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и
родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и
поколений. Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов — сотрудников НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца. Авторский
коллектив выражает благодарность всем, кто принял участие в апробации и
обсуждении Программы; их замечания и предложения были учтены при ее
доработке. |