Сайт Детского Сада
АНГЕЛОЧКИ
Меню сайта

Важное

Форма входа

Категории раздела
Общие сведения [4]
Деятельность [10]
Наши дети [4]
Родителям [10]
Управление и финансы [4]

Мини-чат

Главная » 2013 » Июнь » 30 » Образоват. программы
16:58
Образоват. программы

Вся педагогическая деятельность коллектива строится в соответствии с основной  общеобразовательной  программой, в качестве которой на протяжении многих лет успешно используется программа «ИСТОКИ», разработанная НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.

В 2011 году Программа «Истоки»  была переработана и дополнена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и выпущена в виде:

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л А. Пара­моновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320 с. 

ISBN 978-5-9949-0411-4

В аннотации программы сказано:

«Программа, основанная на многолетних психологических и педагогических исследова­ниях авторского коллектива, учитывает достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии.

Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Она определяет единую содержательную основу для разработки вариативных образовательных про­грамм, открывая возможности и для широкого творчества педагогов. В ней представлены ос­новные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, пла­нирования воспитательного процесса, создания развивающей предметной среды, сотрудниче­ства с семьей и работы психолога.

Приводится система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе в виде электронной версии, представленной на диске.

Приложение содержит разделы: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду», «Живой мир природы в городе и ребенок». Программа обеспечена учебно-методичес­ким комплектом.

Издание адресовано педагогам и психологам ДОУ, студентам и преподавателям педагогичес­ких колледжей и университетов, а также разработчикам инновационных программ и технологии».

Пояснительная  записка

Предлагаемое издание программы «Истоки» (далее Программа) при­ведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова­ния (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).

В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и до­школьного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разно­стороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможнос­тям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогаще­ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Реализация основной общеобразовательной программы обеспечивает пра­ва ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное раз­витие (Конвенция о правах ребенка, 1989 г.), равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого ис­пользования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и пе­дагогической науки, вобравшей в себя критически переосмысленный мировой опыт и создавшей собственные фундаментальные теории. В ее основе — дея- тельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного про­цесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин­штейн и др.), фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности», воз­растная периодизация Д.Б. Эльконина и др.

Разрабатывая Программу, авторы опирались также на результаты работ М.И. Лисиной (проблемы общения), Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова (разви­тие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних иссле­дований (С.Л. Новосёлова, Т.Н. Осокина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, К В. Тарасова и др.). Коллектив авторов развивает идеи научной школы Инсти­тута дошкольного воспитания, своих учителей — ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, В.Г. Нечаевой, Е.И. Ради- ной, Н.П. Сакулиной, Ф.А. Сохина, А.П. Усовой, A.M. Фонарёва и др.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и дина­микой. Каждый психологический возраст включает в себя:

  1. качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрос­лым (социальная ситуация развития);
  2. определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
  3. основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психоло­гический возраст по своей продолжительности не равен другому.

С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина* в Программе выделены следующие психологические возрасты:

  1. эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
  2. период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольно­го (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перс­пективу развития каждого ребенка.

При этом задачи психолого-педагогической работы представлены в новом издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание — по четырем психологическим возрастам, что позволяет педагогам гибко выстраивать педа­гогический процесс с учетом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста.

У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генети­ческой задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возника­ющих в системе отношений «ребенок—взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на сле­дующий возрастной этап. Генетическая задача предопределяет тип ведущей дея- тельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, развивается личность, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый психологический возраст со­держит характеристику ведущей деятельности и возрастных возможностей детей.

В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развива­ется от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

В Программе даны задачи психолого-педагогической работы, обеспечиваю­щие развитие ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художествен- но-эстетическому.

Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответ­ствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Подлинная самодеятельная игра представлена как ведущая деятель­ность в дошкольном возрасте и как важнейшее средство социализации ребен­ка (в задачах и содержании образовательной области «Социализация»).

В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателя­ми в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возра­стном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное усло­вие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, нацио­нальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными за­дачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружаю­щем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, по

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными за­дачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружаю­щем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, по- в детском возра- знавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и нахо­дить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно- исследовательской деятельности, конструирования. Особое внимание на протяже­нии всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связан­ному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержатель­ной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предмет­ной деятельности, вторая — в дошкольном возрасте, в продуктивных видах дея­тельности (рисовании, конструировании и др.).

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, про­износительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, гак и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драмати­зации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и др.

Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Ху­дожественное творчество», «Музыка».

В образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного вос­приятия. Раздел «Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятель- ность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость и особый колорит.

В содержание направления «Физическоеразвитие» входят образовательные обла­сти «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Базисные характеристики личности ребенка, к которым относятся компетент­ность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоцио­нальность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и от­ветственность, самооценка, свобода поведения, представлены по психологическим возрастам. Эти характеристики складываются в дошкольном детстве неодновремен­но и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. Также в Программе в каждом психологическом возрасте представлены интегративные показатели разви­тия детей, которые служат основанием для выстраивания систем комплексной оценки промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Программа содержит систему мониторинга достижений детьми планируе­мых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе монито­ринга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребен­ка по выделенным в Программе интегральным показателям. Используются на­блюдения, беседы, экспертные оценки, педагогические ситуации, беседы с родителями, т.е. низкоформализованные методы, доступные педагогам, непосред­ственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки ис­пользуются специалистами: педагогами-психологами, дефектологами и др. Раз­работанный мониторинг позволит педагогам оценить как успехи каждого ре­бенка, так и групповые, и по видам деятельности, что собственно и даст целостную картину достижений детей, благодаря усвоению Программы.

Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствую­щим возрастным периодам. В самой Программе содержатся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границах психологических возра­стов, на отдельном диске с программным продуктом «Истоки. Система монито­ринга» — листы для оценки достижений детей каждой возрастной группы. Оцен­ка итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения Карты развития ребенка 6—7 лет. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готов­ности ребенка к школьному обучению.

В Программе также есть раздел «Общие условия реализации программы (организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)». В нем раскрываются:

  1. рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место само­деятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специ­фика дошкольного обучения и др.);
  2. принципы создания развивающей предметной среды;
  3. содержание и формы сотрудничества педагога с семьей; работа психоло­га в дошкольном учреждении. Особое внимание уделяется комплексно- тематическому планированию, основанному на интеграции содержания разных видов детской деятельности и различных форм его освоения и задающему общий смысловой контекст образовательного процесса.

В Приложении даны факультативы. «Обучение неродному языку», «Компью­тер в детском саду», «Живой мир природы в городе и ребенок», предназначен­ные для учреждений, работающих в этих направлениях.

Название программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошколь­ного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из не­иссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Лейтмотив Программы — уход от монологической педагогики к педагогике ди­алога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителя­ми. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов — сотрудников НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.

Авторский коллектив выражает благодарность всем, кто принял участие в апробации и обсуждении Программы; их замечания и предложения были уч­тены при ее доработке.

Категория: Деятельность | Просмотров: 664 | Добавил: Dimitra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz