Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из
очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки
усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного
овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних
этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с
очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков он
овладевает лишь постепенно. В первые годы жизни из-за
несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить
только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А,
О,Э и согласные П,Б,М. Именно из этих звуков и состоят первые слова
ребенка: МАМА.ПАПА,БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие
артикуляторно -простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и
языка. Это гласные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Более же
сложные по артикуляции согласные звуки(С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Л,Р)примерно до 3-5
лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми
для произношения звуками. Это явление получило название « возрастного
косноязычия»,поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно
всем без исключения детям. Каждый артикуляторно сложный звук
усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не
сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ на
СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его
речи звучит как ТЮБА,СЮБА,СУБА и, наконец, ШУБА. Вот самые простые звуки-заменители для сложных по произношению согласных: Л: Й-ЛЬ-Л(йампа-лямпа-лампа) Р: Й-ЛЬ-Л-Р( йиба-либа-лыба-рыба) С: ТЬ-СЬ-С-(тянки-сянки-санки) Ш: ТЬ-СЬ-С-Ш(тюба-сюба-суба-шуба) Ц: ТЬ-СЬ-Ц(тяпля-сяпля-цапля). Но
даже и после овладения правильным произношением звука, ребенок
некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук
начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы
вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись
правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вместо
С, произнося слово СУМКА как ШУМКА. Здесь очень важно ненавязчиво помочь
ребенку окончательно овладеть звуком. В этом может помочь речевой
материал специально подобранный логопедом. Таким образом, в период
«возрастного косноязычия»часть звуков в речи детей полностью отсутствует
или заменяется другими звуками. Наблюдается неустойчивость в
употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания
речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его
звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи
взрослого. Совершенно необходимым условием для своевременного
исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и
неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец
подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе
овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец
отсутствует, о усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко
затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют,
например, случаи довольно широко распространенной «семейной
картавости»,которую ребенок усваивает, подражая родителям. С этой
точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно
говорящих сверстников, поскольку в этом случае тоже отсутствует образец
правильного звукопроизношения.И уж тем более недопустимо «сюсюкание»
взрослых по отношению к ребенку. Здесь ребенок лишается не только
правильного образца для подражания, но даже стимула для улучшения
своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами
подражают ей! Приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков: 1-2 года - А,О,Э,П,Б,М 2-3 года - И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. 3-5 лет - С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ. 5-6 лет - Л,Р. Отсюда
видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6
годам ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением всех звуков
речи. Если этого не происходит, то так называемое «Возрастное
косноязычие» перестает быть возрастным. Такая задержка свидетельствует о
наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть
правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о
дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи. Родителям
также важно знать, что даже в раннем возрасте(до 3-5лет)у детей могут
быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с
самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию»Эти особенности
не пройдут с возрастом и поэтому нужно ак можно раньше обратиться к
логопеду. Сюда можно отнести «хлюпающее» произношение звуков(иногда с
раздуванием щек),межзубное произношение звуков. В этих случаях
необходимо как можно раньше обратиться за помощью к логопеду. С уважением, учитель-логопед ГБОУ ЦРР- детский сад №2558 Маслова Инна Ивановна |